24.05.2018 14:17
Аналитика.
Просмотров всего: 10854; сегодня: 3.

Мурат Чошанов: "В Америке высшее образование выбирают немногие"

Мурат Чошанов:

«Профессор года» в системе техасских университетов, выдающийся научный деятель в области математики и инженерии, активно занимающийся дидактикой и методами обучения математики, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль-Пасо (США) Мурат Чошанов дал оценку образованию США и России.

В начале разговора Мурат Аширович напомнил о кросс-культурном исследовании в области математики среди учителей США и России, проводимого учеными Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо.

Работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России.

— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – отметил Мурат Аширович.

Исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы).

Американские и российские учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа.

— Проводилось исследование, в котором участвовали 102 российских педагогов и 97 американских – что уже говорит о высокой достоверности полученных результатов. Педагогам нужно было выполнить задания, содержательно отражающие предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первый: проверка знаний – факты, формулы, аксиомы и прочее. Второй: проверка их понимания, и наконец, третий: доказательство теорий, суждения, размышления. К слову, все задания были идентичны для двух сторон. В первых двух этапах различий между педагогами не было. Но на третьем этапе, где нужно было решать задачи на суждения, русские педагоги опережали американских. И этому тоже есть историческое объяснение. В Советском Союзе в высших учебных заведениях появился такой предмет как логика. Логика учила рассуждать, и, думаю, что это и сыграло решающую роль в исследовании.

Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских – явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.

— Этому есть историческое объяснение, поскольку в советское время алгебре уделялось особое внимание, и подготовка специалистов в этой области была на достаточно высоком уровне, отсюда и результаты. В американских школах алгебре уделялось меньше внимания, хотя сейчас эта тенденция изменяется в большую заинтересованность этим предметом, чем раньше. Но американские учителя опережают русских в математической статистике и теории вероятности. Тут, вероятно, дело в том, что внимания на эти предметы в российских школах уделяется меньше. Те же экзамены фактически лишены этих тем, как таковых.

По словам ученого, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России.

— Математическая школа в Америке не такая сильная, как в России, поскольку традиции, которые сохранились еще с советского периода, до сих пор играют серьезную роль в обучении математике. Но уже сегодня прослеживается положительная тенденция к возвращению статусности математической науки за счет появления новых математических школ, которые возрождают интерес и силу математики, которая так уменьшалась, начиная с 90-х годов.

Но слабая математика в школах Америки компенсируется усилением ее в вузах, поскольку происходит большой сплав студентов, учеников, которые приезжают из разных стран, где отбираются, действительно, лучшие из лучших. И именно там американская математика и приобретает внушающий вес. К сожалению, такой возможности у России нет, поскольку для этого нужно создавать определенные условия для сильных студентов.

По мнению Чошанова, в Америке высшее образование выбирают немногие, следовательно, повышается его ценность.

— В России стало уже частью культуры – получить заветную корочку диплома. Но эта культура несколько мешает развитию высшего образования из-за того, что высшее образование получают только ради статуса, а не для будущей профессиональной деятельности.

В Америке далеко не все стремятся получить высшее образование, и поэтому оно там достаточно высоко ценится. Отличительная особенность высшего образования - это понимание того, зачем оно нужно.

А ведь в России математика нечто большее, чем просто дисциплина.

– Математика в России — это особый предмет. Это и известные на весь мир математики Лобачевский, Чебышев, Новиков, Перельман и многие другие. За этими именами стоит интеллектуальный потенциал, — подчеркнул собеседник.

Поэтому ученому важно, чтобы интеллектуальный потенциал России не был растерян.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...
Музыкальные вершины великих эпох России
27.03.2024 17:02 Мероприятия
Музыкальные вершины великих эпох России
26 марта 2024 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки представлен новый масштабный мультимедийный музыкально-исторический проект «Музыкальные вершины великих эпох России», проводимый в рамках  общероссийской историко-культурной  благотворительной акции...